Особенности людей с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера что это за болезнь

Что это за болезнь синдром Аспергера

Синдром Аспергера у взрослых – это системное нарушение психического развития личности, основными симптомами которого являются существенные трудности в социальной адаптации больного, коммуникации с близкими и посторонними людьми. Первые признаки заболевания обнаруживаются в раннем детском возрасте.

Большинству пациентов ошибочно выставляется диагноз – аутизм, но синдром Аспергера имеет ряд отличительных особенностей.

Больные этим психическим расстройством имеют высокий уровень когнитивных способностей, речь не нарушена, развитие и возрастные изменения в центральной нервной системе соответствуют возрасту. В тот же момент, взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера, отличаются выраженной неуклюжестью в движениях.

Синдром Аспергера у взрослых. Что это такое, симптомы, тесты, лечение

Возможно частичное нарушение координации движения, периодическое головокружение. Впервые заболевание было открыто в 1944 г. австрийским врачом-педиатром и психиатром – Гансом Аспергером. Доктор работал с группой детей, которые отличались от своих сверстников.

Они не умели выстраивать невербальные коммуникации, были не общительными, проявляли ограниченную эмпатию по отношению к другим детям аналогичного возраста. Кроме того, все они отличались выраженной неловкостью, были неуклюжи, часто падали, руками и ногами задевали игрушки, окружающие их предметы.

Описание заболевания

Синдромом Аспергера называют форму аутизма, являющуюся пожизненной дисфункцией, которая оказывает влияние на восприятие человеком мира, обработку полученной информации и отношение к окружающим людям. Данную патологию часто называют «скрытой дисфункцией», поскольку выявить ее по внешним признакам невозможно.

Это заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три области:

  • социальная коммуникация. У больных возникают трудности с пониманием тона голоса, жестов, выражения лица и т.д. Таким людям сложно выбирать тему для разговора, они часто не могут понять, что собеседнику наскучила беседа. Пациенты с синдромом Аспергера совсем не понимают сарказма и шуток, они не воспринимают метафоры, не понимают анекдоты. С самого рождения и на протяжении всей жизни у больного синдромом Аспергера наблюдаются необычные особенности речи. Вербальное общение не воспринимается таким человеком как инструмент социального взаимодействия. В их понимании речь нужна лишь для того, чтобы сообщить о конкретных фактах и действиях;
  • социальное взаимодействие. Люди с этой разновидностью аутизма хотят быть общительными, но из-за особенностей патологии не могут поддерживать социальные отношения с окружающими. Им сложно заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные не понимают нормы поведения, которые остальные считают «неписаными». То есть, они могут завести неуместный разговор или в процессе беседы стоять слишком близко к собеседнику, нарушая личное пространство человека. Поведение таких людей очень часто бывает некорректным, по мнению большинства здоровых людей;
  • социальное воображение. Трудности возникают лишь в представлении точки зрения других людей и составлении прогнозов, при этом люди с синдромом Аспергера могут быть отличными художниками, музыкантами или писателями.

Кроме того, для данного синдрома характерна любовь к определенному порядку. Больные устанавливают собственный распорядок дня, который в их понимании, делает мир менее запутанным. Они могут работать только в установленное время, непредвиденное опоздание или задержка на работе вызывает сильнейшее волнение и тревогу. Больные люди ходят домой, на работу или учебу только по одной дороге, а также придерживаются других шаблонов поведения.

Часто синдром Аспергера сопровождается сильнейшим интересом к определенной области жизни или виду деятельности. Подобная одержимость сохраняется на протяжении всей жизни. Будучи ребенком, больной может интересоваться поездами, компьютером или чем-то другим. По мере взросления такие люди сосредотачиваются на изучении всего, что связано с интересующей темой. Если у них имеется серьезный стимул, то человек с синдромом Аспергера может успешно работать в кругу своих интересов.

Нарушено у больных этим синдромом и сенсорное восприятие. Чувствительность может быть слишком низкой или высокой. Чаще всего затрагивается одна из систем: зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения. Но у некоторых больных может быть нарушенной каждая из этих функций.Особенности людей с синдромом Аспергера

Причины развития синдрома Аспергера до сих пор не выявлены. Но большинство исследователей сходятся в едином мнении, что вины человека в этом нет. То есть, данное заболевание не возникает из-за неблагоприятных социальных обстоятельств или педагогической запущенности. Оно появляется на этапе формирования мозга во внутриутробном периоде, а привести к нарушениям развития центральной нервной системы могут наследственные факторы, плохая экология, инфекционные заболевания и т.д.

Общие тезисы

Обычно болезнь удается диагностировать в период от 4 до 11 лет. Но эти рамки не являются окончательными. Очень часто человек узнает о своем диагнозе уже во взрослом возрасте, хотя в этот период его распознать сложнее, чем в детстве.

Девушка узнала о своей проблеме, обучаясь в университете, хотя явные признаки расстройства прослеживались с детства. С ранних лет она испытывала трудности в общении с другими детьми, ощущала себя другой, даже говорила маме, что обладает особенным внутренним миром, который боится потерять. Этой особенностью была привязанность к мелочам, которые и позволяли ей улавливать все краски, звуки, запахи и ощущения окружающего мира. Этого она боялась лишиться, опасалась, что станет видеть все в серых тонах.

В университет она поступила на заочное отделение. Параллельно работала и ходила на языковые курсы. Новая обстановка и большое количество людей, скорее всего, послужили толчком к обострению состояния. Все чаще на нее накатывала волна гнева и раздражительности. Если до этого она могла справиться с этим, то теперь ситуация вышла из-под контроля. Плюс ко всему, друзья стали указывать ей на странности в поведении: несоблюдение элементарных правил общения, отсутствие чувства юмора, неадекватные и неуклюжие реакции на определенные ситуации.

В конечном итоге ей все-таки пришлось обратиться к специалисту. И ей был поставлен диагноз: синдром Аспергера.

Взрослые аспергеры – очень загадочные личности. Сами они замечают, что абсолютно разные. Вы не найдете среди них людей, которые были бы полностью идентичны в поведении. Особенности людей с синдромом Аспергера

Аспи утверждают, что их состояние – отнюдь не патология, а своеобразный вариант нормы. Просто это люди с иным видением мира. Многие из них говорят, что, если бы у них была возможность излечиться от расстройства коренным образом, они бы этого не сделали. Их диагноз – весомая часть их характера, и, лишившись её, они не представляют, кем бы стали.

Несмотря на определенные сложности их существования, в их жизни присутствуют и радостные моменты, недоступные обычным людям. Их особая форма восприятия мира, помимо отрицательных аспектов, имеет и положительные стороны. Они, в ходе успешной компенсации, помогают человеку социализироваться в обществе и достичь определенных высот.

История Стивена Шора – преподавателя Бостонского университета, члена Американского общества больных аутизмом и автора автобиографического очерка о своей жизни с СА – тому подтверждение. Он не разговаривал до 4 лет и ему был выставлен диагноз атипического развития с глубокими аутистическими признаками. Его родителям советовали определить мальчика в специализированный интернат, но они этого не сделали.

В настоящее время Стивен является обладателем докторской степени по специальной педагогике. Он помогает раскрыться людям с аутистическими расстройствами, много работает с детьми. Выступает с лекциями и докладами.

Многие психотерапевты в работе с людьми-аспи сходятся во мнении, что их цель – не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также ищут пути для их преодоления.

Стадии и степени

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого типичны для психического расстройства формирования личности, разделяют на стадии его развития. Тяжесть заболевания напрямую зависит от стадии болезни, которая характеризуется поведенческими нарушениями, присутствующими у взрослого человека.

Выделяют следующие стадии синдрома Аспергера:

  • 1 стадия – взрослый больной проявляет ограниченную эмпатию к окружающему миру и к близким родственникам, но по отношению к незнакомым людям коммуникационные связи слабые (пациент разговаривает только с теми людьми, которые ему нравятся), круг интересов достаточно широк;
  • 2 стадия – эмпатия присутствует, но только к членам семьи, к окружающему миру и посторонним людям больной безразличен, ежедневно выполняет от 6 до 10 видов однотипных действий ритуалов;
  • 3 стадия – взрослый больной не реагирует на попытки родственников наладить с ним общение, заинтересовать его тем или иным действием, является замкнутым, имеет ограниченный круг интересов, не способен передавать своё настроение мимикой лица, либо же строить длинные монологи;
  • 4 стадия – в сочетании с выраженной замкнутостью и отсутствием способности к невербальной коммуникации, присоединяется физическая неуклюжесть, которая выражается в небрежности походки, краткосрочном и внезапном нарушении координации движений, сокрушении рядом находящихся предметов.

Синдром Аспергера у взрослых. Что это такое, симптомы, тесты, лечение

Во время проведения дифференциальной диагностики нет необходимости устанавливать стадию развития синдрома Аспергера. Большинство взрослых людей, страдающих от этого заболевания психики, уже имеют признаки 3-4 стадии расстройства личности.

Болезнь хроническая и начинается с раннего детского возраста, поэтому до момента полового созревания уже присутствует весь спектр поведенческих нарушений и физическая неуклюжесть.

Признаки

Признаки синдрома Аспергера невозможно выявить по внешнему виду, так как патология является скрытым расстройством, которое характеризует ряд нарушений. Существует триада признаков недуга: это нарушения, проявляющиеся в социальных коммуникациях, при взаимодействии с окружающими и в воображении. При этом чаще всего синдром встречается у мужского пола.

Симптомы становятся заметными с 2-3 лет и могут варьироваться от ярко выраженных, то есть тяжелых, до умеренных. Людям с данным расстройством характерно беспокойство во время общения, сильная тревога, растерянность. Больные обладают педантичностью и перфекционизмом, соблюдая определенный порядок во всем. Наблюдаются сенсорные нарушения, неестественная речь и одержимое увлечение хобби или каким-либо занятием.

Рассмотрим основные признаки синдрома Аспергера:

  • Проблемы с поиском друзей и сложность в общении.
  • Плохое понимание социальных стимулов и эмоций, чувств других людей.
  • Своеобразные, несоответствующие ситуации эмоции и поведение.
  • Однотипное мышление и озабоченность собственным миром.
  • Одержимое желание довести до конца начатое дело.
  • Психологические проблемы при любых изменениях в графике или режиме.
  • Многократное повторение слов или действий, однотипное мышление.
  • Ограниченные языковые навыки, не разделение интересов с окружающими.
  • Эмоциональная скованность, за исключением гнева или расстройства.
  • Хорошая механическая память, любовь к чтению, без понимания информации.
  • Плохой зрительный контакт и координация, неуклюжесть движений.
  • Концентрация на каких-либо мелочах.
  • Трудности с восприятием критики от окружающих.
  • Проблемы со сном.

Почему возникает?

Дети с синдромом Аспергера, как правило, отличаются более высоким интеллектом

Многие медики пытались найти причину синдрома Аспергера, на эту тему написано много научных трудов, однако единого мнения по причинам его возникновения нет. Есть мнение, что появление состояния связано с поломкой в X-хромосоме — так объясняют, почему синдром чаще встречается у мальчиков (у них одна Х-хромосома и нет второй копии всех генов, в отличие от девочек).

Также есть данные по влиянию окружающей среды, в том числе на беременных женщин, однако так можно сказать о многих отклонениях. Например, токсичность воздуха во время беременности может привести к тому, что у ребенка возникнут проблемы с ростом.

Среди негативных факторов ко всему прочему относят чрезмерное употребление алкоголя и курение.

Однако до сих пор не найдено биохимических, гормональных или генетических маркеров, однозначно сопровождающих это состояние. Не выявить его и при сканировании головного мозга. С эти связано желание некоторых ученых выделить синдром Аспергера в отдельную классификацию состояний, а не относить его к разновидностям аутизма.

Диагностика у детей

При всех стараниях разработать четкие критерии отнесения данной патологии нервной системы к тому или иному расстройству аутистичекого спектра, диагностика синдрома Аспергера у детей сопряжена с рядом проблем.

По данным зарубежных специалистов в области психоневрологии, постановка данного диагноза детям осуществляется в большинстве клинических случаев в возрастном диапазоне от четырех до девяти лет, причем у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причем, из-за широкого разнообразия симптомов, нет двух детей с синдромом Аспергера, похожих друг на друга. Наличие одного-двух симптомов (приведенных выше) не может быть основанием для констатации наличия синдрома, поэтому при проведении диагностики должны использоваться:

  • сбор и анализ семейного анамнеза обоих родителей;
  • опрос родителей (для детей школьного возраста и педагогов) относительно привычек и типичных поведенческих реакций ребенка;
  • генетическая экспертиза;
  • неврологическая экспертиза;
  • непосредственное общение специалистов с ребенком (в непринужденной обстановке, в форме игры) и их наблюдение за его поведением с оценкой особенностей психомоторики и уровня способностей к невербальной коммуникации;
  • тестирование интеллектуального развития ребенка и способности к обучению.

Диагностика синдрома Аспергера у детей должна быть дифференцированной, поскольку неправильный диагноз чреват негативными последствиями как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

По мнению американских психоневрологов, сегодня в США существует проблема «избыточной диагностики синдрома Аспергера», так как при недостатке квалификации врачей на этот синдром могут списываться сложности в семейном воспитании детей и их неудовлетворительная успеваемость и поведение в школе.

Чем отличается от аутизма?

Специалисты считают, что синдром Аспергера и детский аутизм – это патологии с общей причиной, вызванные одинаковыми нарушениями, но с разной симптоматикой. У аспи имеются практически все характерные для аутизма черты, но они выражены в легкой форме. По сравнению с аутизмом, у пациентов с синдромом Аспергера:

  • лучше развита речь;
  • выше IQ;
  • отсутствует задержка когнитивного развития;
  • нормально развиваются навыки самообслуживания;
  • имеется любопытство по отношению к внешнему миру.

Особенности людей с синдромом Аспергера

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Особенности людей с синдромом Аспергера
Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Лечебные мероприятия

Целью общетерапевтических мероприятий при данной патологии является устранение клинических проявлений и улучшение качества жизни больных в обществе. Специалисты должны научить пациентов основам коммуникации и социального взаимодействия.

Особенности людей с синдромом Аспергера

Общая терапия:

  • Тренировка основных способностей человека, помогающих стать полноценным членом общественной жизни,
  • Психотерапевтическое воздействие,
  • Физическая культура,
  • Массаж,
  • Физиотерапевтические методы,
  • Занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом.

Логопед должен научить больного говорить эмоционально, а не монотонно и однообразно. После логопедических занятий разговор детей «оживает», становится ярче и насыщеннее благодаря интонации, акцентам. Коррекция невербального общения также очень важна. Больные учатся использовать в общении жесты и мимику. Психологическая поддержка отвечает за исход лечения. После работы с психологом больные начинают «чувствовать» собеседника, воспринимать его настроение, понимать намеки и шутки. Дефектологи учат больных ориентироваться в окружающем мире.

Все остальные методы помогут справиться с неуклюжестью и неловкостью. Они способствуют релаксации и восстановлению всего организма.

Лекарственное лечение:

  • Нейролептические средства – «Аминазин», «Тизерцин», «Сонапакс»,
  • Психостимулирующие препараты – «Амфетамин», «Эфедрин», «Аминорекс»,
  • Антидепрессивные лекарства – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Доксепин».

Детям с синдромом Аспергера необходимо организовать помощь педагогов-психологов и поддержку родных и близких. Больные дети учатся в обычной школе по индивидуализированной программе, направленной на создание мотивации и способствующей успехам в обучении. Болезнь не прогрессирует: с возрастом симптомы патологии уменьшаются.

Проблемы в социальных и любовных отношениях нередко становятся причиной душевной травмы и могут привести к самоубийству в состоянии аффекта или появлению зависимости — алкогольной или наркотической.

Питание и диета

Питание и диета при синдроме Аспергера направлено на облегчение симптомов расстройства. Питание должно быть ограниченным, так как научно доказано негативное влияние некоторых пищевых продуктов на состояние и развитие умственных способностей у людей с расстройством. Согласно проведенным исследованиям продукты с нерасщепленными белками, то есть пептиды, продукты с казеином и глютеном негативно влияют на развитие синдрома Аспергера.

Предпочтения отдают диетическому питанию, которое не содержит казеина, глютена и пептидов. Из рациона убирают молочные и продукты, в состав которых входит пшеница. Согласно анализам мочи, глютен полностью выводится из организма в течение 8 месяцев, а казеин через три дня. Соблюдение режима питания улучшает состояние больного, изменения проявляются в коммуникативных способностях и взаимодействии с окружающими.

Разрешенные продукты:

  • Овощи (капуста, фасоль, морковь, огурцы, свекла, тыква, баклажаны и другие).
  • Рыба (селедка, скумбрия, килька).
  • Мясо (курица, индейка, мясо кролика).
  • Фрукты и сухофрукты, мед.
  • Компоты, соки, отвары из фруктов и сухофруктов.
  • Перепелиные и куриные яйца.
  • Различные травы и зелень.
  • Выпечка из рисовой и гречневой муки.
  • Оливковое масло, масло тыквенных и виноградных косточек.
  • Домашняя выпечка.

Вредные продукты:

  • Продукты, содержащие глютен (хлебобулочные изделия, кетчупы и соусы, чай с добавками, ячневая и перловая крупа, сладости, колбасные изделия, консервированные овощи и фрукты).
  • Продукты с казеином (молочные десерты, творог, сыр, молоко, мороженое).
  • Продукты, содержащие сою, соду, фосфаты, искусственные сахарозаменители.
  • Также стоит воздержаться от употребления цитрусовых, риса, кукурузы, грибов.

Придерживаясь диетического питания при синдроме Аспергера можно существенно облегчить состояние больного. Подобное меню отлично подойдет и для людей с синдромом Каннера, то есть аутизмом.

Профилактика

Профилактика синдрома Аспергера включает в себя выполнение следующих действий, которые позволят сохранить функциональность ЦНС и предотвратят развитие болезни.

Перечень:

  • избегать стрессовых ситуаций;
  • не допускать психоэмоционального перенапряжения;
  • всегда обращаться к врачу-невропатологу после получения черепно-мозговых травм (даже, если они незначительны);
  • родители, которые хотят родить ребёнка, должны предварительно сдавать ДНК тесты, чтобы исключить вероятность рождения ребёнка, склонного к аутизму.

Чтобы взрослый человек не страдал от синдрома Аспергера, вёл полноценную жизнь, был социально адаптированным, родители должны заниматься его воспитанием и образованием с ранних лет жизни.

Источники

  • https://healthperfect.ru/sindrom-aspergera.html
  • https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/sindrom-aspergera-u-vzroslyix
  • https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/vzroslyie-lyudi-s-sindromom-aspergera-osobennosti
  • https://ilive.com.ua/health/sindrom-aspergera-u-vzroslyh_109441i15956.html
  • https://Hi-News.ru/research-development/sindrom-aspergera-priznaki-prichiny-vozniknoveniya-i-lechenie.html
  • https://ilive.com.ua/health/sindrom-aspergera-u-detey_107058i15937.html
  • https://o-krohe.ru/psihologiya-psihiatriya/sindrom-aspergera/
  • https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/simptomyi-i-lechenie-sindroma-aspergera-u-detej
  • https://mozg.expert/sindromy/sindrom-aspergera-u-detey/
  • https://sindrom.info/aspergera/

Оцените статью
Борьба коронавирусом: меры борьбы с коронавирусом в России, мире и последние новости.